Спорт и искусство

Со времен античности, красота и пластика человеческого тела неизменно привлекают внимание художников и скульпторов. Со спортом тесно связано возникновение и развитие таких новых направлений творчества, как спортивная фотография, спортивное кино, балет на льду, гимнастические эстрадные ансамбли, театр спорта и движения и др.

Начиная с 20 века, появляются все новые виды спорта, имеющие ярко выраженную эстетическую значимость, по сути находящиеся на «стыке» спорта и искусства. В частности, это фигурное (синхронное) плавание, фристайл, спортивные танцы. В то же время уже традиционные художественные виды спорта, такие как художественная гимнастика, фигурное катание, прыжки в воду и др., - получают все более широкое развитие. Все чаще организуются выставки произведений искусства, авторами которых являются сами спортсмены. Примером могут служить международные бьеннале «Спортсмены — в искусстве», на которых собираются работы бывших и действующих спортсменов (первая такая выставка была проведена в Барселоне в 1986).

Что же лежит в основе такого «сближения» спорта и искусства? В первую очередь – это их эстетический и духовно-нравственный потенциал. «…Бог дал людям две способности: музыку и гимнастику, для темперамента и для приверженности мудрости», - писал еще древнегреческий философ Платон. – «…Чтобы они гармонизировали друг с другом, необходимо каждый из них подтягивать и отпускать, пока они не будут звучать в согласии друг с другом, как и требуется».

Синтез спорта и искусства на Олимпийских Играх

1896 год. Открытие Первых Олимпийских игрГлубоким приверженцем идеи интеграции спорта и искусства был основатель современного Олимпийского движения Пьер де Кубертен, который в своих многочисленных работах неизменно подчеркивал необходимость укрепления союза между спортом и искусством.

«Спорт надо рассматривать как источник и повод для искусства», - писал Кубертен. Поскольку именно интеграция спорта и искусства является одним из важнейших инструментов для гармонизации личности, преодоления разрыва между физическим и духовным развитием человека. Эта мысль, четко обозначенная Пьером де Кубертеном на парижской «Конференции по вопросам науки, спорта и искусства» в 1906 году, стала одной из важнейших в деле возрождения Олимпийских Игр.

«Мы должны заново объединить узами законного брака давно разведенную пару – Тело и Разум. Их взаимопонимание длилось долго и было плодотворным. Но неблагоприятные обстоятельства разлучили их. Наша задача – снова соединить их<…> Искусство должно быть связано с практикой спорта, чтобы из этого получилась взаимная выгода<…> Искусство должно участвовать в современных Олимпиадах. Какой же это праздник без музыки, стихов, живописно украшенных стадионов? Музы должны официально утвердиться на Играх».

Олимпийские Игры в Берлине, 1936 год (плакат)Идея Пьера де Кубертена объединить спорт и искусство получила широкую поддержку и стала одним из основных принципов Олимпийского движения. По примеру древнегреческих Истмийских, Панафинейских, Пифийских и Немейских игр, в период с 1912 по 1948 годы в программу Игр Олимпиады входили художественные конкурсы по скульптуре, архитектуре, музыке, живописи и литературе. В частности, на Играх 1936 года было проведено 15 художественных конкурсов. С 1952 года по решению МОК состязания в видах искусства на Олимпийских Играх были заменены культурной программой – художественными концертами и выставками.

Новая попытка совместного проведения художественных конкурсов и атлетических состязаний была предпринята на Спартианских играх, которые проводятся в России с 1991 года. Согласно правилам, каждый участник игр, выступает в соревнованиях, связанных как со спортом, так и с искусством. Таким образом, реализуется идея взаимного обогащения спорта и искусства, синтез физической и духовной сторон личности.

Физическое совершенство в искусстве 20-30-х годов

Спортивные игры на стадионе (худ. С. Луппов, 1927)Первые изображения физкультурников и атлетов в духе неоклассицизма восходят к традициям Древней Греции и Римской империи. Авторы, используя широкие возможности искусства, стремились передать пластику движения и физическую красоту человеческого тела. Идеал динамичной, сильной, мужественной красоты получил широкое развитие в различных видах отечественного искусства и во многом стал определяющим для художественно-эстетических и этических принципов изображения спорта.

На стадионе (худ. А.Самохвалов, 1935)Начиная с 1920-х годов, спорт и искусство призваны для решения общей задачи – воспитать идеологически подкованного и физически развитого советского человека, который «готов к труду и обороне». В годы СССР спорт становится неотъемлемой частью подготовки человека к любым трудностям, что ярким лейтмотивом отражается в произведениях искусства того времени. Примерами могут служить работы Александра Самохвалова «На стадионе», «После кросса», «Девушка в футболке»; Сергея Луппова «Спортивные игры на стадионе»; Ивана Куликова «Физкультурница»; в плакатах Петра Караченцова «Выше знамя красного спортинтерна. Крепите фронт пролетарских спортсменов против войны и фашизма!» и Александра Дейнеки «Работать, строить и не ныть…».

Изображения античных атлетов воспринимаются как идеал образа современного спортсмена, что наиболее отчетливо проявляется в скульптуре 1930-х годов. В таких работах как «Физкультурница после плавания» Абрама Браиловского, «Серафим Знаменский» Сары Лебедевой, «Борцы» Матвея Манизера, «Бег», «Пловчиха» и «Дискобол» Самохвалова раскрывается красота и совершенство обнаженного тела.

Искусство как средство пропаганды спорта

По мере того, как спорт в СССР становится массовым, а физическая культура все больше проникается в жизни людей, романтика спортивных достижений обнаруживает себя и в декоративно-прикладном творчестве. Всевозможные фарфоровые статуэтки, чайники, вазы, кружки и кубки – изобилуют изображениями лыжников, стрелков, гребцов и т.д.

На рубеже 1950-60-х годов значительным разделом спортивной темы становятся портреты известных атлетов, в которых отражается стремление к индивидуальности, характерное для этого периода времени. Также конец 50-х – начало 60-х приходятся наиболее значимые успехи советских футболистов. Зрелищность и выразительность данного вида спорта моментально становится предметом творческой интерпретации. Особенно выразительно «футбольная тематика» раскрыта в серии цветных автолитографий «Стадион» Бориса Ермолаева, которые стали своеобразным аналогом телерепортажа об игре.

Дискобол (А.Самохвалов, начало 1930-х. Бронза)При этом искусство СССР продолжает выполнять и «прикладную» функцию и активно используется как важнейший инструмент пропаганды физической культуры и спорта. Для этих задач в 1961 году при Союзе спортивных обществ и организаций СССР создается Федерация наглядной пропаганды. В 1963 году Союз художников СССР и Союз спортивных обществ и организаций СССР проводят первую Всесоюзную выставку «Физическая культура и спорт в изобразительном искусстве», которая приурочена к III Спартакиаде народов СССР. В рамках выставки, которая собрала более 500 произведений живописи, скульптуры и графики, участвуют художники различных городов РСФСР, Украины, Грузии, Казахстана, Армении, Латвии, Литвы, Белоруссии и других союзных республик.

В последующие годы состоялись еще три Всесоюзных, а также большое количество республиканских и городских выставок. На этом материале во всех основных центрах страны Художественным фондом СССР были организованы передвижные выставки. Количество деятелей искусства, вовлеченных в спортивную тематику, увеличивалось год от года. В частности, на третью Всесоюзную выставку было представлено уже более двух тысяч произведений.

Творческая интерпретация спортивной тематики

Формула счастья (худ. Владлен Гаврильчик)В 1970-80-ые годы спортивная тема получает новое, альтернативное, звучание в искусстве. Авторы работ этого периода намеренно снижают характерный для соц-арта победно-героический пафос и эмоциональную приподнятость. Их герои забавны и порой откровенно смешны. Многие работы (например, «Регбисты» Владимира Видермана, «Игра в мяч» Владлена Гаврильчика, «Летающий лыжник» М.Дронова, «А судьи кто?...» Б.Черствого и др.) выполнены не только с оттеками иронии, но и в пародийном жанре.

Тем не менее, несмотря на различие и разнообразие стилей, жанров и художественных интерпретаций, спорт и искусство по-прежнему идут «рука об руку». А спорт, говоря словами поэта и спортсмена Роберта Рождественского, остается «великолепным сюжетом для искусства». Для ряда мастеров того времени именно спорт становится тем источником вдохновения, который свое творческое «Я», реализовать свой потенциал.

Ярким примером может послужить творчество Александра Дейнеки, расцвет которого приходится на 20-60-ые. В своей автобиографической книге «Из моей рабочей практики» художник рассказывает о работе над свой первой картиной «Футбол» (1924). «В двадцать четвертом году я впервые выставлялся. Писал футбол. Игру любил, знал ее, как тысячи моих сверстников, как десятки тысяч взволнованных зрителей. Игра каждый раз наталкивала меня на желание написать картину. Наделал десятки рисунков, и, набрасывая один из многих неудачных эскизов, я обнаружил — эскиз не укладывается в композиционные нормы знакомых картин. Я компоновал новое пластическое явление и вынужден был работать без исторических сносок. Я догадался написать то, что многих волновало, интересовало. В моем творчестве была удача. Игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык».

Таким образом, спорт помог Дейнеке не только найти свой собственный художественный язык, но и «подсказал» свои, только для него характерные, композиционные и пластические средства выражения. Для этого выдающегося художника спорт и искусство оказались тесно переплетены в жизни.

Дейнека сам увлеченно занимался различными видами спорта и был страстным пропагандистом физической культуры – этот искренний интерес к спорту стал его художественной реальностью, позволил создавать произведения, отличающиеся поразительной достоверной убедительностью. Необычные, неожиданные ракурсы спортсменов, упругость и стремительность их движений наполняют картины Дейнеки динамикой, внутренним напряжением. В каждом его полотне всегда ощущается ритм современности.

Спорт и искусство. Творчество Александра Дейнеки