Молодежный спорт в России и СССР | Студенческий спорт

Молодежный спорт в России и СССР

Зарождение молодежного спорта в России

С первых лет Советской власти студенческий спорт становится одними из приоритетных направленийНачало активному развитию молодежного спорта в нашей стране было положено в 1902 году, когда Правительством были учреждены «Временные правила о порядке и организации студенческих учреждений в высших учебных заведениях министерства народного просвещения». На основании этого документа студентам высших учебных заведений разрешалось спортивные кружки «для занятий разного рода физическими упражнениями».

Уже к 1911 году на базе крупных российских университетов и институтов были созданы около 40 спортивных клубов, а также спортивные Лиги студентов в Москве и Санкт-Петербурге. Перед этими организациями стояли две ключевые задачи - развитие российского молодежного спорта и подготовка квалифицированных специалистов в области физического воспитания.

К 1916 году уже треть ВУЗов страны (а именно – 35 из 105) имела свои спортивные команды и общества, которые дали «путевку в жизнь» многим выдающимся спортсменам и тренерам, специалистам в области физической культуры.

Молодежное спортивное движение в СССР

Москва. Стадион Динамо. 1930-е. Фото Э.Евзерихина
Москва. Стадион Динамо. 1930-е. Фото Э. Евзерихина

С первых лет Советской власти студенческий спорт в частности и молодежный спорт в целом - становятся одними из приоритетных направлений в рамках партийной программы СССР, нацеленной на развитие массового спорта в стране. Для приобщения молодежи к физической культуре активно используется пропаганда здорового образа жизни, укрепляется материально-техническая база, запускается массовое производство спортивного снаряжения и оборудования, создается спортивная инфраструктура, клубы, организации, физкультурно-оздоровительные центры, разрабатываются и вводятся различные спортивные нормативы и т.д.

Плакат: Комсомолец, будь готов к обороне СССР!Теперь центрами физической культуры и спорта становятся не только ВУЗы, но и другие образовательные учреждения – дошкольные, общеобразовательные, специальные учебные заведения. Выстраивается система физического воспитания и спорта, в рамках которой занятия проводятся в двух формах – обязательной и добровольной. Программной и нормативной основой советской системы физического воспитания становится Всесоюзный физкультурный комплекс ГТО.

Развитием детского и молодежного спорта занимаются специально созданные для этих целей спортивные общества и ведомства, детско-юношеские спортивные школы, секции, клубы ДОСААФ, культурно-просветительские и внешкольные учреждения. К 1975 году подготовкой специалистов по физическому воспитанию занимаются более 210 высших и средних учебных заведений. Ежегодно выпускается свыше 15 тысяч физкультурником с высшим и 10 тысяч со средним специальным образованием. В ВУЗах и НИИ физической культуры в СССР к этому времени работает порядка 1,3 тысяч профессионалов с учёными степенями и званиями.

Особенно ярко и масштабно результаты развития молодежного спорта в СССР (как части государственной программы физической подготовки и воспитания населения страны) проявляются в рамках массовых спортивно-гимнастических праздников и соревнований. Только по Всесоюзному спортивному календарю их проводится ежегодно – порядка 300. В числе крупнейших можно отметить: массовые детские соревнования по хоккею «Золотая шайба», по футболу «Кожаный мяч», военно-спортивные игры «Зарница» и «Орленок», спартакиады профсоюзов, спортивных обществ «Трудовые резервы» и «Динамо» и проч.

Особенности и ключевые этапы развития студенческого спорта

Молодежное спортивное движение в СССРНачиная с 1918 года, целевая направленность учебных программ по физическому воспитанию в СССР имеет ярко выраженный военно-прикладной характер. В послевоенные годы данная ситуация претерпевает серьезные изменения: программы развития студенческого спорта дополняются важной составляющей – курсами спортивного совершенствования, а главной задачей молодежного спорта становится подготовка и завоевание советскими спортсменами лидирующих позиций на мировой спортивной арене.

В 1946 году в ВУЗах вводится обязательный медицинский контроль состояния здоровья студентов, занимающихся физической культурой и спортом. С 1956 года – ВУЗы получают возможность формировать учебную программу (количество часов и содержание) по физическому воспитанию самостоятельно. Все большее значение в этот период времени приобретает оздоровительная направленность студенческого спорта.

В 1957 году постановлением Президиумом ВЦСПС принимается решение о создании единого студенческого спортивного общества «Буревестник», ключевая задача которого – завоевание для СССР ведущих позиций в международном студенческом спорте. В скором времени «Буревестник», объединивший отраслевые спортивные общества («Искра», «Медик», «Труд», «Здоровье», «Старт», «Металлург», «Наука» и др.), насчитывает более 1,5 миллионов участников.

Москва. ЦПКиО им. М.Горького. Теннисисты. 1930-е. Фото Э.Евзерихина
Москва. ЦПКиО им. М. Горького. Теннисисты. 1930-е.
Фото Э. Евзерихина

Межфакультетские соревнования, вузовские спартакиады, матчевые встречи, массовые кроссы, турниры пользовались среди студентов большой популярностью. В них принимали участие сотни тысяч студентов, сотрудников и преподавателей. Спортивное общество «Буревестник» на протяжении 10 лет по спортивным результатам являлось ведущим в системе ДСО профсоюзов.

Тогда же в ВУЗах и специальных учебных учреждениях страны создаются учебные отделения и группы с учетом пола, состояния здоровья и уровня физической подготовленности учеников и студентов. В основу развития студенческого и молодежного спорта вводится принцип непрерывности процесса физического воспитания. Начиная с 1987 года, впервые делается акцент на обеспечение преемственности учебного материала и последовательности занятий по физическому развитию – от школы до ВУЗа (включая промежуточные этапы ПТУ и/ или средние специальные учебные заведения).

В 1992 году целевой направленностью развития студенческого и молодежного спорта в нашей стране становится гуманизация и индивидуализация физического воспитания. Ключевая концепция состоит в том, что развитие молодежного спорта – это не только способ приобщения молодого поколения к конструктивному использованию свободного времени, но и инструмент для решения общественно-социальных проблем (алкоголизм, наркомания, агрессивность и проч.). А также – средство самовыражения и самосовершенствования.