Собрание предметов Государственного музея спорта

Государственный музей спорта за небольшой период времени стал флагманом среди спортивных музеев и является единственным государственным музеем со столь масштабным собранием музейных предметов, а главное – наиболее ценным.

Собрание Государственного музея спорта разделено на 20 тематических коллекций. Среди них наибольшую известность уже получили предметы из коллекции «Спортивные кубки и призы». А наиболее обширные коллекции «Спортивные плакаты и афиши», «Спортивные знаки и медали» и «Спортивные грамоты и дипломы». В фондах музея представлены: парадные костюмы сборных СССР и России, спортивная форма и инвентарь разных годов, спортивная атрибутика и сувениры с олимпийских игр разных годов, предметы, отражающие историю спорта в дореволюционной России и многое другое.

За последние годы коллекции Государственного музея спорта пополнились личными вещами многих именитых спортсменов нашей страны, в том числе в результате уникального социально-ориентированного проекта «Экскурсия со спортсменом».

Государственный музей спорта ведет свою страничку в Государственном каталоге музейного фонда Российской Федерации.Музей регулярно добавляет новые предметы в каталог, более подробную информацию о уже внесенных предметах вы можете узнать в разделе «предметы музея».

А о самых ценных и интересных поступлениях Государственного музея спорта мы хотим рассказать вам отдельно.

Раздел 1. Коллекция «Спортивные кубки и призы».
 
Спортивные кубки и награды отразили тот исторический путь, который был пройден Россией в начале XX века. Многие предметы получили вторую жизнь в послереволюционной России.
 
Спортивные кубки и награды из коллекции ФГБУ «Государственный музей спорта» имеют не только материальную ценность, но и историко-культурную, как в аспекте общей истории страны, так и отдельной области – физической культуры и спорта.
 
Процесс зарождения, становления и развития спорта в Новое время был сложным, длительным, растянувшимся на века. Начало Нового времени – эпоху Возрождения (XV – XVI вв.), когда появляются зачатки современного спорта, XVII – XVIII вв., и даже первую половину XIX века правомерно отнести к предыстории современного спорта. Состязания по отдельным видам физических упражнений в этот период были крайне редкими, носили неорганизованный, стихийный характер. В основе этих состязаний не было систематичности. Иные тенденции в развитии спорта проявляются во второй половине XIX века, особенно в конце столетия, в начала ХХ века. В этот период география спорта заметно расширяется, зарождаются новые виды спорта; возрастает общественное, социальное значение спорта; спорт неуклонно завоевывает все более прочное признание, рушит границы стран, способствует преодолению культурной разобщенности европейцев, и не только европейцев. Все более широкое распространение во многих странах приобретают различные виды спорта: легкая атлетика, футбол, плавание, прыжки в воду, водное поло, фехтование, стрелковый спорт, борьба, бокс, тяжелая атлетика, велоспорт, конькобежный и лыжный спорт; зарождаются новые игровые виды спорта: бадминтон, баскетбол, волейбол.
 
Вторая половина XIX века, особенно конец столетия, начало ХХ века, стали своеобразным спортивным бумом – первой волной активного наступления спорта.
 
В первое десятилетие XX века, когда русский спорт стал выходить на международную арену, происходило еще одно явление - может, не яркое, как победа на крупных состязаниях, но чрезвычайно значительное: спорт уходил из рук одиночек, переставал быт забавой для избранных.
 
К сожалению, в настоящее время не представляется возможным изучить целый пласт в истории золото-серебряного мастерства из-за тяжелых экономических условий конца 1910 – 1930-х годов, когда очень много вещей было переделано, переплавлено или, в лучшем случае, продано за границу. Больше всего пострадала группа изделий из серебра, даже не проходившая предварительной сортировки. Изделия сразу переплавлялись в слитки.
 
1. Ваза Фаберже.
«Приз имени ЦИК СОЮЗА ССР, Москва, 1928г.».
 
Декоративный кубок, выполненный в художественно-стилевой манере неорусского стиля из серебра с эмалью и использованием в декоре прозрачных поделочных камней в форме кабошонов, является очень редким подлинным ювелирным изделием из серебра высокой пробы (88 проба) в технике полихромной эмали по штампованному рельефу дореволюционного периода (до 1917 года). Подлинность присутствующих на изделии клейм: клейма Московского пробирного управления и клейма-именника знаменитой фирмы «К.Фаберже» сомнений не вызывает, в связи с чем данный серебряный кубок относится к работе мастеров ее московского филиала и может быть датирован 1908-1917 гг. 
Данный приз в виде декоративного кубка выполнен технологически на высоком уровне ювелирной работы (хороший художественный штамп, чистая сборка деталей и т.д.), в соответствующей началу ХХ века ювелирной технике – сложный штампованный декор на серебре (имитирующий литье), покрытый разноцветной эмалью и дополненный кабошонами из цветных прозрачных камней. Изучаемый декоративный кубок, судя по его размерам и форме, на момент своего изготовления, вероятно, уже рассматривался как потенциальный спортивный приз и был, скорее всего, изготовлен на заказ, как штучное изделие, по согласованному описанию, чертежу или авторскому эскизу (авторский проект) с учётом модной художественной стилистики в ювелирном деле и декоративно-прикладном искусстве этого периода времени (неорусский стиль). 
 
В 1928 году на гранях кубка появляются два гравированных фигуративных изображения на спортивную тематику и две надписи, свидетельствующие о том, что данный предмет работы мастерской «К.Фаберже» 1908-1917 гг. был использован в качестве наградного спортивного кубка-приза по итогам Всесоюзного Зимнего Праздника Физкультуры. За победу в комплексном соревновании команда-победительница была награждена в Москве в 1928 г. ценным призом – данным серебряным кубком. Гравировка (изображения и надписи) выполнена на профессиональном уровне и общее начертание букв ее надписей соответствует принятым в печати 1920-х гг. шрифтам. Можно предположить, что мастера, выполнявшие данную гравировку, имели высокую квалификацию и осознавали ценность предмета. Она выполнена деликатно и не нарушает целостности предмета.
 

Данный декоративный серебряный кубок является не просто редким аутентичным предметом из драгоценного металла работы фирмы Фаберже начала ХХ века, но и раритетным по своей единичности. В настоящий момент в частных коллекциях есть предметы, выполненные в похожей технике, а также в ряде государственных музеев, но ни один предмет не сравнится с данным кубком по размеру и при этом по такой декоративности. 

2. Подарок Комитету по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР от польских коллег 26.02.1951г.
 
Автор: Фирма Братьев Грачевых.
Техники изготовления: чеканка, художественный прокат (штамп), гравировка, золочение (изнутри), монтировка.
Размеры: общая высота – 53 см, диаметр горла – 16 см.
Россия, 1890-1896 гг.
Клейма и надписи: на обороте дна проставлены - клеймо фабрики «Братья Грачевы» двуглавым орлом, клеймо неизвестного пробирного мастера 1890-1896 гг. В верхней части тулова выгравированы надписи в медальонах круглой и овальной формы: «ГТО-SPO» и дарственная надпись: «Комитету по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР от польских коллег 26.02.1951г.».
 
Кубок «Переходящий приз первенства СССР по легкой атлетике коллективу победителю по группе юношей»: его отличительной особенностью является не только чеканка на высоком технологическом уровне ювелирного мастерства, но и хрустальная чаша с резьбой, которая венчает предмет. Предположительно, данный предмет мог первоначально использоваться в качестве вазы для фруктов. Но в 1945 году после нанесения гравировки, получил новое назначение, как и все выше приведённые предметы. В 1945 году на вазу была нанесена гравировка шрифтами, характерными для второй четверти XXвека в России. Но опять же, как и в случае с вазой работы мастерской «Фаберже», она была выполнена деликатно. В качестве примера №2 можно привести аналог данного кубка, также работы фабрики «Братьев Грачевых» на форуме для коллекционеров антиквариата. Представленая ваза, выполненна в аналогичной технике и стиле европейского историзма.
 
В декоре кубка «Подарок Комитету по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР от польских колег 26.02.1951г.» основной акцент сделан на элементы барокко. В приведенном ниже примере №1 - изображения кубка и рукомойного кувшина из коллекции Оружейной палаты Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль» видны общие элементы барокко в декоре.
 
Кубок работы фабрики «Братья Грачевы» «Подарок Комитету по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР от польских колег 26.02.1951г.» в коллеции «Государственного музея спорта» поступил в качестве памятного подарка представителям СССР от польских коллег в 1951г. Возможно, его первоначальное значение было таким же – памятный подарок, но от Кабинета Его Императорского Высочества кому-то из представителей правительства Царства Польского.
3.  Переходящий приз первенства СССР по легкой атлетике коллективу победителю по группе юношей, 1945г.
 
Авторы: Братья Грачевы.
 
Элементы крепления кубка и клейма совпадают с теми, что на вазе конца XIX – начала XX вв.
 
Ваза выполнена в Санкт-Петербурге в конце XIX – начале XX века (до 1918 года) на фабрике «Братья Грачевы». Серебро; штамп, литье, чеканка. Хрусталь: алмазное гранение. Высота – 35 см. Клейма: фирма БР.ГРАЧЕВЫ под государственным гербом; городское клеймо Санкт-Петербурга – два скрещенных якоря и скипетр, с пробой 84.
 
Предметы, выполненные на фабрике «Братьев Грачевых» и их аналоги, из серебра высокой пробы и в характерной для конца XIX – начала XX века технике, с использование декорирования вазы хрустальной чашей с гранением.
 
«Переходящий приз первенства СССР по легкой атлетике коллективу победителю по группе юношей.» обрел свое значение новое значение в 1945 году, став призом по легкой атлетике. Хотя его первоначальное значение и форма имеют совершенно другое значение.
 
Как уже приводилось ранее в примере при анализе технологических особенностей предмета, данный предмет ничто иное, как ваза для фруктов в стиле европеизированного историзма с элементами ампира.
 
Аналогичные предметы выпускались в конце XIX–начале ХХ века на фирме как и самих братьев «Грачевых», так и других.
 
4. Первый офицерский приз за отличную стрельбу поручику 72 Тульского пехотного полка Попову Н.Н. 1 августа 1913 г.»
 
Исследование клейм дает основание полагать, что кубок выполнен в Санкт-Петербурге Генрихом Лассасом (об этом говорит его именное клеймо на «HL»).
 
Данный мастер золотого и серебрянного дела упоминается до 1890 года (по данным, приведенным в работе М.М.
 
Постниковой-Лосевой «Золотое и серебрянное дело XV-XX вв.»). А гравировка с датой «1 августа 1913 г.» может означать, что мастер продал свои изделия в один из торговых домов конца XIX – начала XX века.
 
При визуальном анализе технологии изготовления предметов можно выделить характерные приемы мастеров конца XIX века – чеканка, художественный прокат (штамп), гравировка, пайка, а также возможно была переделка данного предмета.
 
Об этом говорит выступающий вертикально по центру кубка при окислении серебра – зубчатый шов, который не заметен на предмете после чистки. 
 
5. «Приз спортивного общества SANITAS имени полковника А.П.Мордовина чемпиону России по английскому боксу, 1913 г.».
 
Автор: Фирма Братьев Грачевых.
Название: Приз спортивного общества SANITAS имени полковника А.П.Мордовина чемпиону России по английскому боксу, 1913 г. (Рис.15).
Материалы: серебро.
Техники изготовления: чеканка, художественный прокат (штамп), гравировка, пайка.
Размеры: общая высота – 21 см, диаметр горла – 11 см.
Россия, первая четверть ХХ века.
 
Клейма и надписи: на обороте дна проставлены - знак удостоверения Санкт-Петербургского окружного пробирного управления: женская головка в кокошнике, обращена в право с точкой под подбородком; клеймо «БР.ГР.» производителя (Рис.16). В верхней части тулова - тройник Санкт-Петербургского окружного пробирного управления: женская головка в кокошнике, обращена в право с 84 пробой для изделий из серебра и шифром округа – греческая буква «α» (альфа) (Рис.17). В нижней части тулова выгравирована надпись: «Призъ имени Полковника А.П.Мордовина Чэмпиону Россiи по Англiйскому боксу 1913». Общее загрязнение, потемнение, потертость, царапины, без реставрационных вмешательств.
 
Кубок выполнен технологически на высоком уровне ювелирной работы (хороший художественный штамп, тонко проработанные чеканные элементы, чистая сборка деталей и т.д.), в соответствующей конце XIX- начала XX века ювелирной технике. Объединяющим для данной группы предметов также является и стиль исполнения характерный для конца XIX – начала XX века (европейский историзм).
 
Для данного кубка были проведены следующие типы исследований: проведено исследование клейм, экспертиза драгоценных металлов и драгоценных камней музейных предметов ФКУ «Пробирная палата России», визуальный анализ технологии изготовления предметов.
 
Исследование клейм дает основание полагать, что кубок выполнен в Санкт-Петербурге Генрихом Лассасом (об этом говорит его именное клеймо на «HL»). Данный мастер золотого и серебрянного дела упоминается до 1890 года (по данным, приведенным в работе М.М. Постниковой-Лосевой «Золотое и серебрянное дело XV-XX вв.»). А гравировка с датой «1 августа 1913 г.» может означать, что мастер продал свои изделия в один из торговых домов конца XIX – начала XX века.
 
Раздел 2. «Самые ценные поступления музея».

В данном разделе представлены предметы, которые поступили в фонды нашего музея за последние десять лет и относятся к разным коллекциям. Данные музейные предметы объединяет историческая, художественная и историко-спортивная ценность. Некоторые предметы выполнены в единичном экземпляре и аналогов им нет. 

1. Велосипед «Паук».
«Производства английской компании «Green C°», 1882 года выпуска».
 
1870−1885 годы были периодом большеколесных велосипедов — «пауков», то есть высоких велосипедов с разновеликими колесами. К оси переднего колеса были прикреплены педали и руль, а велосипедисту приходилось сидеть практически на вершине переднего колеса. Желание изобретателей увеличить расстояние, пройденное велосипедом за один оборот колеса, приводило к увеличению диаметра ведущего колеса и к уменьшению заднего. Благодаря этому увеличилась и скорость, набираемая велосипедом.
 
 
 
2. Гребной тренажер второй половины XIX века, немецкого производства на экспорт.
Размер: 44х170 см. Материал: металл, дерево.
 

Гребной тренажер с фиксатором для ног, подвижным анатомической формы сидением, с регулятором силы натяжения. На одном из бортов тренажера выжжено название фирмы-производителя и указание на то, что данный товар изготовлен по германскому государственному патенту (D.R.P. - от Deutschen Reichspatent).

Клеймо «D.R.P.» применялось с 1891г. по май 1945г.

Закон о защите авторского права на изобретение введен в Германии с 25 мая 1877 года, он был единым для всех федеральных земель. Патент выдавался на 20 лет, его получение было достаточно сложной юридической процедурой, далеко не каждое изобретение, а лишь самые новаторские и пригодные для промышленного использования могли быть защищены с помощью патента.
 
3. Знак РОКа

В честь Стокгольмских игр 1912 года Российский Олимпийский комитет (Р.О.К.) выпустил памятный знак. Он представляет собой золотистый венок из лавровой и дубовой ветвей, увенчанный императорской короной. А в нижней части – бант с памятной датой. В центре эмаль цветов российского флага, с надписью: «Р.О.К. V ОЛИМПiАДА СТОКГОЛЬМЪ». Знак принадлежал Людвигу Адамовичу Чаплинскому.

Л,А. Чаплинский спортивный деятель начала ХХ века, спортсмен и создатель общества физического развития "Санитас" в котором занимались спортсмены-любители, многие из которых стали знаменитыми атлетами.

На сегодняшнее время этот знак представляет огромную ценность для коллекционеров и считается редким экспонатом.

 
4. Композиция Башкирова

Композицию составляют фигуры из кованных гвоздей вокруг черно-белой фотографии московского борца Николая Башкирова.  Фото и фигуры прикреплены к листу фанеры, который вставлен в деревянную раму. Композиция выполнена руками Николая Башкирова, который для предохранения рук при скручивании гвоздей использовал махровое полотенце.