КОЛЛЕКЦИИ ЭКСПОНАТОВ
 
1. Фаза Фаберже.
«Приз имени ЦИК СОЮЗА ССР, Москва, 1928г.».
 
Декоративный кубок, выполненный в художественно-стилевой манере неорусского стиля из серебра с эмалью и использованием в декоре прозрачных поделочных камней в форме кабошонов, является очень редким подлинным ювелирным изделием из серебра высокой пробы (88 проба) в технике полихромной эмали по штампованному рельефу дореволюционного периода (до 1917 года). Подлинность присутствующих на изделии клейм: клейма Московского пробирного управления и клейма-именника знаменитой фирмы «К.Фаберже» сомнений не вызывает, в связи с чем данный серебряный кубок относится к работе мастеров ее московского филиала и может быть датирован 1908-1917 гг. 
Данный приз в виде декоративного кубка выполнен технологически на высоком уровне ювелирной работы (хороший художественный штамп, чистая сборка деталей и т.д.), в соответствующей началу ХХ века ювелирной технике – сложный штампованный декор на серебре (имитирующий литье), покрытый разноцветной эмалью и дополненный кабошонами из цветных прозрачных камней. Изучаемый декоративный кубок, судя по его размерам и форме, на момент своего изготовления, вероятно, уже рассматривался как потенциальный спортивный приз и был, скорее всего, изготовлен на заказ, как штучное изделие, по согласованному описанию, чертежу или авторскому эскизу (авторский проект) с учётом модной художественной стилистики в ювелирном деле и декоративно-прикладном искусстве этого периода времени (неорусский стиль). 
 
В 1928 году на гранях кубка появляются два гравированных фигуративных изображения на спортивную тематику и две надписи, свидетельствующие о том, что данный предмет работы мастерской «К.Фаберже» 1908-1917 гг. был использован в качестве наградного спортивного кубка-приза по итогам Всесоюзного Зимнего Праздника Физкультуры. За победу в комплексном соревновании команда-победительница была награждена в Москве в 1928 г. ценным призом – данным серебряным кубком. Гравировка (изображения и надписи) выполнена на профессиональном уровне и общее начертание букв ее надписей соответствует принятым в печати 1920-х гг. шрифтам. Можно предположить, что мастера, выполнявшие данную гравировку, имели высокую квалификацию и осознавали ценность предмета. Она выполнена деликатно и не нарушает целостности предмета.
 

Данный декоративный серебряный кубок является не просто редким аутентичным предметом из драгоценного металла работы фирмы Фаберже начала ХХ века, но и раритетным по своей единичности. В настоящий момент в частных коллекциях есть предметы, выполненные в похожей технике, а также в ряде государственных музеев, но ни один предмет не сравнится с данным кубком по размеру и при этом по такой декоративности. 

2. Подарок Комитету по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР от польских коллег 26.02.1951г.
 
Автор: Фирма Братьев Грачевых.
Техники изготовления: чеканка, художественный прокат (штамп), гравировка, золочение (изнутри), монтировка.
Размеры: общая высота – 53 см, диаметр горла – 16 см.
Россия, 1890-1896 гг.
Клейма и надписи: на обороте дна проставлены - клеймо фабрики «Братья Грачевы» двуглавым орлом, клеймо неизвестного пробирного мастера 1890-1896 гг. В верхней части тулова выгравированы надписи в медальонах круглой и овальной формы: «ГТО-SPO» и дарственная надпись: «Комитету по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР от польских коллег 26.02.1951г.».
 
Кубок «Переходящий приз первенства СССР по легкой атлетике коллективу победителю по группе юношей»: его отличительной особенностью является не только чеканка на высоком технологическом уровне ювелирного мастерства, но и хрустальная чаша с резьбой, которая венчает предмет. Предположительно, данный предмет мог первоначально использоваться в качестве вазы для фруктов. Но в 1945 году после нанесения гравировки, получил новое назначение, как и все выше приведённые предметы. В 1945 году на вазу была нанесена гравировка шрифтами, характерными для второй четверти XXвека в России. Но опять же, как и в случае с вазой работы мастерской «Фаберже», она была выполнена деликатно. В качестве примера №2 можно привести аналог данного кубка, также работы фабрики «Братьев Грачевых» на форуме для коллекционеров антиквариата. Представленая ваза, выполненна в аналогичной технике и стиле европейского историзма.
 
В декоре кубка «Подарок Комитету по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР от польских колег 26.02.1951г.» основной акцент сделан на элементы барокко. В приведенном ниже примере №1 - изображения кубка и рукомойного кувшина из коллекции Оружейной палаты Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль» видны общие элементы барокко в декоре.
 
Кубок работы фабрики «Братья Грачевы» «Подарок Комитету по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР от польских колег 26.02.1951г.» в коллеции «Государственного музея спорта» поступил в качестве памятного подарка представителям СССР от польских коллег в 1951г. Возможно, его первоначальное значение было таким же – памятный подарок, но от Кабинета Его Императорского Высочества кому-то из представителей правительства Царства Польского.
3.  Переходящий приз первенства СССР по легкой атлетике коллективу победителю по группе юношей, 1945г.
 
Авторы: Братья Грачевы.
 
Элементы крепления кубка и клейма совпадают с теми, что на вазе конца XIX – начала XX вв.
 
Ваза выполнена в Санкт-Петербурге в конце XIX – начале XX века (до 1918 года) на фабрике «Братья Грачевы». Серебро; штамп, литье, чеканка. Хрусталь: алмазное гранение. Высота – 35 см. Клейма: фирма БР.ГРАЧЕВЫ под государственным гербом; городское клеймо Санкт-Петербурга – два скрещенных якоря и скипетр, с пробой 84.
 
Предметы, выполненные на фабрике «Братьев Грачевых» и их аналоги, из серебра высокой пробы и в характерной для конца XIX – начала XX века технике, с использование декорирования вазы хрустальной чашей с гранением.
 
«Переходящий приз первенства СССР по легкой атлетике коллективу победителю по группе юношей.» обрел свое значение новое значение в 1945 году, став призом по легкой атлетике. Хотя его первоначальное значение и форма имеют совершенно другое значение.
 
Как уже приводилось ранее в примере при анализе технологических особенностей предмета, данный предмет ничто иное, как ваза для фруктов в стиле европеизированного историзма с элементами ампира.
 
Аналогичные предметы выпускались в конце XIX–начале ХХ века на фирме как и самих братьев «Грачевых», так и других.
 
4. Первый офицерский приз за отличную стрельбу поручику 72 Тульского пехотного полка Попову Н.Н. 1 августа 1913 г.»
 
Исследование клейм дает основание полагать, что кубок выполнен в Санкт-Петербурге Генрихом Лассасом (об этом говорит его именное клеймо на «HL»).
 
Данный мастер золотого и серебрянного дела упоминается до 1890 года (по данным, приведенным в работе М.М.
 
Постниковой-Лосевой «Золотое и серебрянное дело XV-XX вв.»). А гравировка с датой «1 августа 1913 г.» может означать, что мастер продал свои изделия в один из торговых домов конца XIX – начала XX века.
 
При визуальном анализе технологии изготовления предметов можно выделить характерные приемы мастеров конца XIX века – чеканка, художественный прокат (штамп), гравировка, пайка, а также возможно была переделка данного предмета.
 
Об этом говорит выступающий вертикально по центру кубка при окислении серебра – зубчатый шов, который не заметен на предмете после чистки. 
 
5. «Приз спортивного общества SANITAS имени полковника А.П.Мордовина чемпиону России по английскому боксу, 1913 г.».
 
Автор: Фирма Братьев Грачевых.
Название: Приз спортивного общества SANITAS имени полковника А.П.Мордовина чемпиону России по английскому боксу, 1913 г. (Рис.15).
Материалы: серебро.
Техники изготовления: чеканка, художественный прокат (штамп), гравировка, пайка.
Размеры: общая высота – 21 см, диаметр горла – 11 см.
Россия, первая четверть ХХ века.
 
Клейма и надписи: на обороте дна проставлены - знак удостоверения Санкт-Петербургского окружного пробирного управления: женская головка в кокошнике, обращена в право с точкой под подбородком; клеймо «БР.ГР.» производителя (Рис.16). В верхней части тулова - тройник Санкт-Петербургского окружного пробирного управления: женская головка в кокошнике, обращена в право с 84 пробой для изделий из серебра и шифром округа – греческая буква «α» (альфа) (Рис.17). В нижней части тулова выгравирована надпись: «Призъ имени Полковника А.П.Мордовина Чэмпиону Россiи по Англiйскому боксу 1913». Общее загрязнение, потемнение, потертость, царапины, без реставрационных вмешательств.
 
Кубок выполнен технологически на высоком уровне ювелирной работы (хороший художественный штамп, тонко проработанные чеканные элементы, чистая сборка деталей и т.д.), в соответствующей конце XIX- начала XX века ювелирной технике. Объединяющим для данной группы предметов также является и стиль исполнения характерный для конца XIX – начала XX века (европейский историзм).
 
Для данного кубка были проведены следующие типы исследований: проведено исследование клейм, экспертиза драгоценных металлов и драгоценных камней музейных предметов ФКУ «Пробирная палата России», визуальный анализ технологии изготовления предметов.
 
Исследование клейм дает основание полагать, что кубок выполнен в Санкт-Петербурге Генрихом Лассасом (об этом говорит его именное клеймо на «HL»). Данный мастер золотого и серебрянного дела упоминается до 1890 года (по данным, приведенным в работе М.М. Постниковой-Лосевой «Золотое и серебрянное дело XV-XX вв.»). А гравировка с датой «1 августа 1913 г.» может означать, что мастер продал свои изделия в один из торговых домов конца XIX – начала XX века.
6. Золотая медаль Ольги Корбут.
 
Корбут Ольга Валентиновна (род. в 1955) - белорусская спортсменка, гимнастка. Четырехкратная олимпийская чемпионка (1972, бревно, вольные упражнения). Входила в состав команды гимнасток СССР, которая завоевала командное первенство в 1972 и 1976 гг. Имеет две серебряные медали (1972, брусья; 1976, бревно). Чемпионка мира 1974 г. (опорные прыжки), 1970 и 1974 гг. (командные соревнования). Абсолютная чемпионка СССР 1975 г.
 
На Олимпиаде-72 в Мюнхене выступление Ольги на брусьях произвело настоящую сенсацию. Все газеты наперебой писали о юной спортсменке. Однако в многоборье ей удалось занять лишь пятое место, т. к. Оля неожиданно неудачно выступила на брусьях.
 
Зато в последний день состязаний на тех же брусьях Корбут завоевала серебряную медаль, а на бревне и в вольных упражнениях - золото. В итоге с XX Олимпийских игр семнадцатилетняя дебютантка увезла три золотые медали - за командное первенство и упражнения на отдельных снарядах.
 
В 1973 г. сборная СССР по гимнастике совершала турне по Соединенным Штатам Америки. Ольга, как русская прима, пользовалась огромной популярностью: многие гимнастические клубы были названы ее именем.
7. Тапки Карелина.
 
Легендарный спортсмен обладал уникальными физическими данными и несгибаемым характером. Он четыре раза удостаивался премии в области боевых искусств «Золотой пояс», 5 раз выигрывал турнир памяти Александра Поддубного, был обладателем Кубка «Абсолютный чемпион мира». За свою жизнь в спорте он потерпел всего 2 поражения, но имел 887 победных сражений на ковре.
 
Александр Карелин одержал первую серьезную победу на Олимпиаде в 1988 году В 1988 году он впервые участвовал в Олимпийских играх и сразу стал победителем. Его вес тогда составлял 112 килограммов. Проигрывая болгарскому спортсмену Рангелу Геровски после первого периода, он все же вырвал победу буквально за 15 секунд до окончания боя, применив особенный прием «обратный пояс», который кроме него никто из борцов, выступающих в супертяжелом весе, повторить не смог. Олимпиада 1992 года, проходившая в испанской Барселоне, принесла российскому атлету очередное «золото». В финальном захватывающем поединке в течение 2 минут им был повержен Томас Юханссон, многократный шведский чемпион. 
 
Александр Карелин - трехкратный олимпийский чемпион Третью высшую олимпийскую награду борец привез домой еще через четыре года из американской Атланты, победив в поединке местного атлета Мэтта Гаффари. В период 1989-1999 гг. Александр 9 раз становился первым на Чемпионатах мира. В начале 1999 года он единственный раз за всю спортивную жизнь сражался в поединке по правилам смешанных единоборств. С помощью своего фирменного броска он и в этой схватке смог одержать верх над японским рестлером Акирой Маедой. Александр Карелин. 
 
Лучшие моменты На Олимпийских играх в австралийском Сиднее в 2000 году наш выдающийся борец взял «серебро», проиграв второй раз в карьере схватку с американцем Рулоном Гарднером. По окончании Олимпиады «русский терминатор», как его называли в СМИ, объявил о завершении своей спортивной карьеры.
8. Золотая олимпийская медаль Семена Елистратова.
 
Семен Елистратов — олимпийский чемпион Олимпиады в Сочи 2014 года в эстафете, чемпион мира 2015 года на дистанции 1500 м, серебряный призер чемпионата мира по шорт-треку 2013 года в эстафете; многократный чемпион Европы; победитель этапов Кубка мира.
 
В 2014 году спортсмен был награжден орденом Дружбы.
 
6 февраля 2016 года Елистратов побил мировой рекорд на дистанции 1000 метров на этапе Кубка мира по шорт-треку в Дрездене.
 

Медали «Сочи 2014» выполнены в ярком, оригинальном дизайне и продолжают единую стилистику первых в истории России зимних Игр. «Золотистые лучи солнца преломляются сквозь призму заснеженных верхушек гор, тёплое море соседствует с морозным льдом — воплотившись в медалях, эти контрасты природы будущей олимпийской столицы навсегда останутся с чемпионами и будут напоминать им о незабываемых Играх в Сочи. С помощью гравировки на награды нанесено фирменное «лоскутное одеяло»" — образ Игр 2014 года — символизирующее многообразие культурных традиций российских народов. Необычное сочетание металла и поликарбоната придает изделиям воздушность и самобытную красоту.
 
На лицевой стороне медали изображены олимпийские кольца. На оборотной стороне — название вида соревнований на английском языке и эмблема Игр «Сочи 2014». Официальное название Игр на русском, английском и французском языках размещено на ребре (гурт). Медали имеют круглую форму. Материалы  — сочетание металла и поликарбоната. Вес медалей  — от 460 до 531 граммов в зависимости от достоинства награды. 
 
Дизайн: Сергей Царьков, Александр Федорин, Павел Наседкин, Сергей Ефремов. Количество: 1300 шт. разного достоинства. Изготовитель: Ювелирная компания «Адамас».

9. Личные вещи Николая Старостина.
                                                            
Никола́й Петро́вич Ста́ростин — советский футболист и хоккеист, основатель футбольного клуба «Спартак».
 
Заслуженный мастер спорта СССР (1934), Герой Социалистического Труда (1990).
 
Чемпион РСФСР 1928, 1932, 1934 гг. В сборной Москвы: 1922—1935, РСФСР: 1928—1930. Капитан сборной Москвы: 1928—1933. 
 
За сборную СССР сыграл в 6 неофициальных матчах, забил 1 гол.
 
Играл нападающим в хоккей с мячом (до 1938). Ответственный секретарь (1935, 1936) и председатель правления МГС «Спартак» (1937—1942), старший тренер «Динамо» (Комсомольск-на-Амуре, 1945, 1946), «Динамо» (Алма-Ата, 1952, 1953).
 
Начальник команды «Спартак» (1936, 1955—1964, 1967—1975, 1977—1995). Почетный президент Международного физкультурно-спортивного общества «Спартак» (1991—1996), которое в настоящее время носит его имя.
10. Личные вещи Панина Коломенкина.
 
На Олимпиаде 1908 года Николай Панин выступал не только в обязательном и произвольном катании, но и в так называемых «специальных фигурах» (этого вида спорта в современной программе уже нет). Главная задача – выполнять на одной ноге разнообразные фигуры. Соперниками российского спортсмена были девять человек, в том числе швед Ульрих Сальхов.
 
Однако, когда другие фигуристы увидели, рисунки какой сложности заявил Панин, многие из них снялись с соревнований. Несмотря на то, что недоброжелатели называли программу Николая Панина невыполнимой, он выступил безупречно и заработал первое для нашей страны «золото» Олимпиады. Правда, соревнования не обошлись без скандала: Ульрих Сальхов заявил, что нельзя присуждать первое место россиянину, поскольку участников осталось всего трое, после того как несколько спортсменов, включая самого шведа, взяли «самоотвод». И все же Международный союз конькобежцев решил вопрос в пользу Николая Панина. Николай Панин участвовал также в Олимпийских играх 1912 года, причем не только в фигурном катании (здесь он занял второе место), но и в стрельбе из пистолета.
 
На этом карьера Панина-спортсмена закончилась, началась карьера тренера и педагога. В частности, уже в Советском Союзе он руководил семинаром инструкторов по фигурному катанию, возглавлял школу мастеров фигурного катания и Высшую тренерскую школу фигурного катания при Институте физической культуры. В годы Великой Отечественной войны Николай Панин, зарекомендовавший себя как отличный стрелок, обучал бойцов партизанских отрядов. Заслуженный мастер спорта он написал несколько учебников, его методики применялись во многих спортивных школах страны. Николаю Панину было присвоено звание доцента и степень кандидата педагогических наук.

Еще в 1909–1910 годах Панин, разработавший новую модель конька – специально для фигурного катания – и мечтавший ее внедрить в России, пошел на беспрецедентный шаг.
Уникальную разработку он передал тому самому Ирвингу Брокау, который поддержал Сальхова на Лондонской Олимпиаде в скандале против Панина. В начале 30-х годов новую модель конька, обеспечившего безбедную жизнь Брокау, начала серийно производить американская фирма «А.Г. Спольдинг и братья». А в 40–50-е именно эта модель позволила спортсменам США освоить так называемый новый стиль или атлетичное фигурное катание. Лидерами в нем американцы оставались до 1963 года, пока их не сместили с трона советские фигуристы, вставшие на «американские» коньки, придуманные Паниным.

 
11. Золотой мяч Льва Яшина.
 
Единственный вратарь в истории, получавший эту награду.
 
Лев Ива́нович Я́шин (22 октября 1929 года, Москва — 20 марта 1990 года, Москва) — советский футбольный вратарь, выступавший за московское «Динамо» и сборную СССР. Олимпийский чемпион 1956 года и чемпион Европы 1960 года, 5-кратный чемпион СССР, заслуженный мастер спорта СССР (1957). Герой Социалистического Труда (1990). Полковник, член КПСС с 1958 года.
 
Лучший вратарь XX века по версиям ФИФА, МФФИИС, World Soccer, France Football и Placar. Входит в список лучших игроков XX века по версиям Venerdì, Guerin Sportivo, Planète Foot и Voetbal International. Единственный вратарь в истории, получавший «Золотой мяч».
 
Считается одним из первых вратарей в мировом футболе, широко освоившим игру на выходах и по всей штрафной площадке. Последний матч провёл 27 мая 1971 года.
 

«Золотой мяч» (фр. Ballon d'Or) — ежегодная футбольная награда, известная также как награда лучшему футболисту года в Европе (англ. European Footballer of the Year). Вручалась футболисту, который признавался лучшим в каждом календарном году (с 1956 по 2009 годы). Награда была учреждена главным редактором журнала France Football Габриэлем Ано, который попросил своих коллег проголосовать за лучшего игрока года в Европе в 1956 году. Первым обладателем приза стал Стэнли Мэтьюз из «Блэкпула».

12.  Медали Рагулина.
 
Алекса́ндр Па́влович Рагу́лин (5 мая 1941, Москва, РСФСР, СССР — 17 ноября 2004, там же, Россия) — советский хоккеист, заслуженный мастер спорта СССР (1963). Спортивное прозвище — «Сан Палыч» (канадцы называли Рагулина «большой Раг»). Завоевал наибольшее среди всех хоккеистов число медалей (22 медали) на Зимних Олимпийских Играх, чемпионатах мира и Европы.
Среди экспонатов Государственного музея спорта - коллекция из 40 медалей, орденов и знаков трехкратного олимпийского чемпиона в составе сборной СССР Александр Рагулина, в том числе, три олимпийские награды, десять золотых медалей чемпионатов мира, девять золотых медалей чемпионатов Европы и памятные медали Суперсерии СССР - Канада, а также личные вещи известного хоккеиста.